Керри блю терьер умнее человека?

В продолжение статьи «Почему Бобик умнее Шарикова» — беседа с заведующим лабораторией цитогенетики человека и животных Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН Александром ГРАФОДАТСКИМ (взята из газеты Комсомольска правда)

На эволюционной лестнице собака стоит значительно выше гомо сапиенса. К такому выводу, сравнивая геномы человека и животных, пришли новосибирские ученые Юлия ВАЙНЕР, Елена ДУДА. («КП» — Новосибирск»— 14.04.2001) 

Он парень что надо, Но не с первого взгляда. Сначала понять, Раскусить его надо… (Джером К. Джером о керри-блю-терьерах) 

Теперь даже как-то неловко говорить о том, что человек — венец творения, а другие божьи твари созданы ему лишь в помощь. Выходит, прав был старик Шопенгауэр, утверждавший: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». Именно эти слова вспомнили новосибирские ученые, когда сравнили геномы человека и собаки. Об эволюционном «рейтинге» гомо сапиенса мы беседуем с заведующим лабораторией цитогенетики человека и животных Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН Александром ГРАФОДАТСКИМ. Все стены в его кабинете увешаны фотографиями собак породы керри-блю-терьер. Этих смешных «валенков» с бантиком на морде в народе именуют «керриками». 

— Это и есть венец творения? 

— Он самый! — смеется Александр Сергеевич. — Да я не шучу! Вы никогда не задумывались, почему в мире существует множество собачьих пород? И почему за каких-нибудь сто лет можно вывести принципиально новую породу? В основе эволюции лежат отклонения и мутации, в частности хромосомные. Например, человек всего на одну позицию «выше» человекообразных обезьян. Если представить эволюцию как лестницу, то окажется, что мы топчемся в ее основании. А высоко на вершине гордо восседают собака и мышь, обошедшие нас на сотню ступенек. 

-Сколько же времени занимает каждая такая хромосомная мутация? 

— В среднем она происходит раз в 2 миллиона лет. А в случае с собакой произошла сотня таких мутаций. Перетасован был весь геном. Раньше считалось, что такое невозможно. Взять хотя бы болезнь Дауна: из-за одной лишней хромосомы человек фактически перестает быть человеком… 

— Почему же собаки не вырождаются? 

— У человека 46 хромосом, у кошки — 38, а у собаки — 78! Зачем ей так много? Пока не знаем, но ясно, что природе есть из чего выбирать и комбинировать. 

— А человек случайно не находится в родстве с собаками? 

— Да, у нас с животными — общий далекий предок. А мы задались вопросом: кто и насколько далеко от него ушел? Посчитали общие участки в геномах и изумились. У человека с кошкой, норкой, тюленем, свиньей их оказалось по 30 — 40, а с собакой — 75. Чем этих общих участков больше, тем дальше этот вид ушел в своем развитии. Но безусловные лидеры — мыши и крысы (у них не меньше 100 таких общих участков). Получается, что человек с точки зрения генома — примитивное существо, потому что очень близок к предковой форме. 

— И как вы это объясняете, Александр Сергеевич? 

— Видимо, были такие моменты в эволюции, когда все запреты снимались, геном вдруг перетасовывался и «склеивался» по-новому. Причиной тому могли быть изменившиеся геологические условия или еще что-то. 

— Но почему все-таки самый «продвинутый» именно «керрик»? 

— Конечно, у собак, волков и шакалов геномы одинаковые. Но моя версия такая: керри — абсолютно универсальная порода. В Ирландии в давние времена крестьянам разрешали держать только одну собаку. Вот и вывели они многофункциональную породу: чтобы охотилась по-браконьерски ночью и молча, и детей нянчила, и скот пасла, и дом стерегла. А еще у керри шерсть уникальная: не линяет, и собаку эту стригут, как овцу. Да и любой из владельцев этой породы — между прочим, к ним относятся такие известные люди, как Аль Капоне, Альфред Хичкок и Пал Палыч Бородин — не даст мне соврать, что сравнивать керри с другими породами просто смешно. А я вам это как генетик говорю. 

ЧТО СМОГЛИ СДЕЛАТЬ РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ? 

Чтобы расшифровать геном и прочитать всю информацию, надо хромосомы сначала «разобрать» на гены. А потом опять собрать эти кусочки и наложить обратно на хромосомы. Только так можно узнать, какие гены где находятся и за какие функции отвечают. И еще надо рассортировать хромосомы. С человеком получилось, а вот с животными это пока удается только в одной лаборатории мира, которой руководит профессор Кембриджского университета Мальколм Фергюсон-Смит. Но вот «собрать» геномы обратно у британцев не получилось. Тогда они попросили помощи у новосибирских цитогенетиков. И за восемь месяцев те создали «коллекцию» отсортированных хромосом многих животных. Стоит она больше полумиллиона фунтов стерлингов. И пока имеется только в двух лабораториях: в Кембридже и в Новосибирске.