О шелковой шерсти, оптимизме и неуловимой логике разведения

Питомник «Из Голубой Легенды», Интервью с Мариной Белявцевой.
 Журнал «Друг» (2010)

Я брала интервью у заводчиков разных пород, в разных странах, разного социаль­ного положения и достатка. И всегда задавала им один и тот же вопрос: «Чем является для вас разведение собак?» В ответ я слышала практически всегда одно и то же: хобби, увлечение, занимательный досуг. И лишь один-единственный раз я услышала ответ, который, как мне кажется, наиболее правдиво и точно отражает суть успеха или неуспеха заводчика, кем бы он ни был и где бы ни жил. Марина Белявцева, владелец питомника замечательных и красивейших керри-блю терьеров, носящих известную приставку «Из Голубой Легенды», считает, что разведение породистых собак — это, прежде всего, ПРИЗВАНИЕ! 

— Расскажите немного о себе: Ваши образование и профессия. 

Образование высшее. Окончила Московский Государственный Педа­гогический Университет по специальности учитель биологии и географии. Два года преподавала в школе. 

— Как давно Вы занимаетесь собаками и Вашей породой в частности? Расскажите, при каких обстоятельствах у Вас появилась первая собака в доме? 

Собак я люблю с раннего детства. Но родители долго не хотели покупать мне щенка, постоянно обещали, ставили мне разные условия. Я старалась соответствовать, но… родители всегда находили причину, чтобы отсрочить его приобретение. Я совсем уже отчаялась, сосредоточилась на теоретической части, перечитала все книги и журналы о собаках, которые только могла достать в библиотеке или у друзей, чешский Атлас пород выучила практически наизусть, даже конспектировала стандарты в тетрадки и увлекла изучением собак многих своих друзей. Летом на даче мы играли в пограничников с плюшевыми собачками и сдавали друг другу зачеты по книге В. Зубко «Служебное собаководство»… В общем, увлечение становилось все более серьезным, а родители надеялись, что «с возрастом пройдет». Не прошло. В 1987 г., весной, видя мои страдания, моя тетя по сути заставила родителей купить мне собаку. Это был эрдельтерьер немецких линий. В тот момент меня совершенно не интересовали экстерьерные выставки. Я была на них пару раз в роли зрителя и не нашла ничего увлекательного. Поэтому все свои знания и энтузиазм я направила на обучение своего питомца, пройдя с ним практически все возможные курсы дрессировки. В результате чего до сих пор родители вспоминают о нем, как о самой умной и воспитанной нашей собаке. Когда эрделю исполнилось три года, друзья по собачьей площадке все же вытащили меня на выставку в Пушкино. И меня зацепило! Волнение, атмосфера соревнования… Несмотря на невысокую оценку моей собаки, я поняла, что буду и дальше посещать такие мероприятия. 

Конечно, мне захотелось иметь более удачную выставочную собаку. Так, в 1992 г. у меня появился первый керри — кобель Казанова Фейм Фейворит (Филя). Он не стал выставочной звездой, но стал лучшей собакой выставки на одном из первых национальных шоу, организованном РКФ. Филя был непростой собакой, но я благодарна ему за то, что он привел меня в породу. Когда я освоилась, то уже осознанно приобрела достойную суку, происходящую от двух известных итальянских линий. Ауа Скиф Беллавиченца стала успешной основательницей моего питомника. 

— Как Вы считаете, в чем была причина необыкновенного успеха керри в Советском Союзе? 

Уверена, что причина в личностных качествах людей, стоя­в­ших у истоков породы в СССР. В первую очередь, это Александр Сергеевич Иванов и Александр Иванович Козловский. Их увлеченность керри оказалась очень заразительной. Плюс потрясающее понимание породы и талант заводчиков вкупе с организаторскими качествами. Поддерживать порядок в таком огромном коллективном питомнике, каким в то время был «Айриш Хиппи», отнюдь не легкая задача. Издавались брошюры о породе, что в те времена дефицита литературы также выделяло керри-блю терьера на фоне остальных собак. А какие чарующие рассказы были в этих брошюрах! Я, как и многие другие, узнала о керри из этих, пронизанных любовью повествований. Это был особый мир. Керри, говоря современным языком, были широко разрекламированы. На щенков записывались в очередь, да еще не всем их продавали, искали самых достойных владельцев. 

— Почему заводчики керри сохраняют преданность породе в течение долгих лет? 

Все очень просто: керри — особенная собака, узнав и полюбив которую, очень сложно затем принять другую породу. Примеров много, действительно, большинство керристов снова заводят керри, даже после весьма сложных экземпляров. А в 1980-х гг. таких собак попадалось довольно много. Когда я познакомилась со своим мужем, он признавал только лаек и очень скептически отнесся к моему Филе. После месяца жизни рядом с керри он уже не представлял, как можно его променять на другую породу. И до сих пор так считает, страстно любит всех керри, своих и чужих, а они все безумно влюблены в него. 

— На ваш взгляд, среди заводчиков прошлого были люди, опередившие свое время и получившие собак, отвечающих всем современным требова­ниям породы? 

С уверенностью назову питомник «Айриш Хиппи». Сейчас, просматривая видео конца 1980-х — начала ­1990-х гг., я вижу не менее десятка очень сильных собак, по своему качеству вполне способных побеждать и сегодня. Самая яркая звезда — безусловно, Рателли Айриш Хиппи. По мнению многих, она была совершенством. Ее потомки продолжают и сегодня блистать на рингах. В нашем питомнике ее линию ­продолжают Доминго, Даная, Каролла, Риторика, Ромарио, Анастасия, Алекс, Баядера… и многие- многие другие. Были отличные собаки в Екатеринбурге, в питомнике «Купидон» (заводчик Галина Микитина): полусестра Рателли Купидон Лилиенталь и знаменитый Купидон Империал Грейсфул, который также дал сильную линию потомков. Он еще недавно, в возрасте 12 лет, побеждал с формулировкой «побольше бы таких молодых». 

— Расскажите о Ваших собаках и о приоритетах в разведении. Какую цель Вы ставите перед собой? 

Когда я начинала разведение, то старалась просто получить достойных собак, способных побеждать на выставках. Подбирала крови, закладывала линии. Сейчас, когда в питомнике рождено более ста собак, уже можно анализировать результат, вести селекцию собственных керри и выбирать определенный тип. Я поняла, что мой идеал близок к классическому стандарту: некрупный крепкий голубой терьер, с мощными движениями, гордой осанкой и шелковой шерстью. И обязательно с задорным и сильным характером. Не только в жизни, но и в ринге. Люблю собак, которые умеют показать себя. 

Моя цель — чтобы собаки ­моего разведения были близки к моему идеалу, нравились людям и были не очень сложны в уходе. Здоровы, смелы, умны, управляемы, обладали правильной структурой шерсти, аккуратными ушами и довольно прямыми хвостами. Мне приятно побеждать на выставках, но я не ставлю перед собой цель собрать всевозможные титулы. Если собака достойна — титулы придут к ней без чрезмерных усилий. Если нет, то титулы ее не украсят. 

— Назовите главные достоинства керри-блю терьера. Чем порода привлекательна для Вас? 

Мягкая шелковая шерсть, оптимизм и контактность. Мне нравится, что они имеют собственное мнение, как полноправные члены семьи. Они ­знают себе цену, не подобострастны, не навязчивы, но ласковы, легки на подъем, всегда поднимут настроение. Голубой тон окраса, красота и законченность силуэта для меня также не на последнем месте. 

— Что для вас важнее в разведении: темперамент и психика собаки или ее экстерьер? 

Психика и темперамент очень важны, но в пределах разум­ного. Мы имеем много красивых собак, поэтому нет необходимости вязать «простеньких» только ради хорошего характера. Если собака прекрасна внешне, но труслива и истерична, я не буду использовать ее в разведении. Правильную, но несколько сложную собаку с сильным характером (драчливую или охранную) использовать, безусловно, буду, но с аккуратным подбором пары. Керри сегодня, в первую очередь, собака-компаньон, и мы должны разводить адекватных животных. 

— Считаете ли вы разведение собак хобби или бизнесом? 

Чтобы добиться наилучшего результата, разведение собак должно быть призванием. Если это всего лишь хобби, то отношение, и собственное и окружающих, будет недостаточно серьезным. В любой момент, при первых же трудностях можно все бросить. Ведь хобби, априори, приносит только радость. Настоящего заводчика-подвижника подстерегает множество испытаний — и моральных, и материальных, и физических. Часто нужно поступать вопреки выгоде или даже здравому смыслу, зато на благо породе и чести питомника. Но назвать бизнесом серьезное разведение будет неправильным. Цель бизнеса — получение прибыли, цель разведения — не скупясь, сделать все для получения качественных собак. Баланс, скорее, будет отрицательным. 

— Что стало для вас толчком к началу разведения собак? 

Первую суку керри, Беллавиченцу, я приобрела только потому, что Филя дрался, и было понятно, что с кобелем он не уживется. Но в то же время я отдавала себе отчет в том, что непременно буду ее вязать, и выбирала достойную собаку и по кровям, и по экстерьеру для основания питомника. С рождением первых щенков я поняла, что таинство появления на свет новой жизни, выращивание красивых собак из мокрых новорожденных комочков, творческий процесс подбора пары — все это мне нравится и просто необходимо. 

— Как Вы считаете, насколько рентабелен ваш питомник? 

Керри-блю терьер — некоммерческая порода. Щенки ­стоят недорого, и если суммировать все расходы, включая поездки на зарубежные выставки, доходы от продажи щенков их не покроют. 

— Как Вы относитесь к совладению? 

Совладение в некоторых случаях необходимая, но очень непростая вещь. Много плюсов для обеих сторон, но не меньше сложностей. Далеко не всем людям легко дается принятие совместных решений. Во избежание недоразумений нужно составить подробный договор, предусматривающий всевозможные проблемы и ситуации. 

— Помогает ли вам кто-нибудь в вашей работе заводчика? 

Мне помогают муж и дочь. Иногда мои родители, но их я стараюсь не перегружать и обращаюсь к ним за помощью лишь в самых крайних случаях. 

— Как Вы относитесь к признанным фаворитам? Считаете ли Вы успех временной удачей или закономерным результатом? 

Признанных фаворитов я уважаю, поскольку их успех — это, непременно, тяжелый труд. При этом собаки-фавориты могут и не являться моим идеалом и не интересовать меня в племенном плане. Успех, как правило, закономерный результат труда. Исключения бывают редко. 

— Насколько груминг керри-блю терьера сложен, и как это сказывается на популярности породы? 

Груминг керри может быть разным. Научиться ухаживать за шерстью несложно, и даже стричь «для дома» могут многие владельцы. Главное, делать это регулярно, не запускать собаку. То, что керри — «стригущаяся порода», в плане популярности уравновешивается отсутствием линьки и запаха псины. А то, что стрижка способна сделать собаку совершенно неотразимой, явно добавляет породе баллы зрительских симпатий. 

— В чем особенность груминга керри, есть ли какие-то правила для облегчения ухода за собакой этой породы? 

Главное правило — регулярность. Мыть и тщательно расчесывать раз в две недели и стричь не реже, чем раз в два месяца. А все хитрости и советы вам поведает мастер- грумер. Его нужно слушать и слушаться. 

— В представлении большинства людей керри-блю терьер — порода, в основном, для шоу. Что Вы можете рассказать о керри, как о домашнем питомце. Какими видами досуга с этой породой может заниматься новичок или владелец, не преследующий цель выставочной карьеры своей собаки? 

Керри — практически идеальный компаньон и большой универсал. Он способен освоить любые профессии: сторожить, охотиться, бегать аджилити, любит плавать, ходить в походы и прочее… Эта собака удобна как в квартире, так и в загородном доме. В городе ему достаточно двух-трех прогулок в сутки, с возможностью на одной из них выбегаться и «спустить пар», размяться. При этом он довольно незаметен в квартире, любит гостей и хорошо уживается с другими домашними животными. 

— Какая победа на выставке для Вас стала наиболее памятной? 

Таких побед было много. Это все победы на «Евразии» — в породе, и тем более в группе терьеров, и ветеранском бесте. Бест ин Шоу «Интерры». Памятны победы на чемпионатах мира и Европы. Особенно в Братиславе в 2003 г., когда все российские участники и зрители так поддерживали нас с Данаей, что я чувствовала себя, как минимум, победительницей Олимпийских игр! Любая абсолютная победа — на Бест ин Шоу или 

монопородной выставке — это особое ощущение, поскольку ты чувствуешь, что добился максимально возможного результата. 

— Как часто заводчики керри-блю терьеров обращаются к услугам профессиональных хендлеров, и с чем это связано? 

Нечасто. И не только потому, что дорого. Одним интересно соревноваться в ринге самим, собственноручно вести собаку к победе. Других курируют и выставляют заводчики, которые тоже по сути специалисты в этом деле. Найти профессионального хендлера, понимающего керри, непросто. 

— Если бы Вам предоставили возможность судить ринги, на что бы Вы обращали внимание в первую очередь? 

На баланс и породный тип, качество движений, шерсть и окрас.

— О каких проблемах стоило бы задуматься современным заводчикам керри? 

О том, чтобы разводить собак, близких к стандарту, и вообще чаще его перечитывать. Основными проблемами продолжают оставаться крупный рост, нетипичная шерсть и темный окрас. Судьи нередко прощают эти недостатки, если собака в целом красива. Их невнимание способствует тому, что и заводчики начинают пренебрегать важными породными чертами. 

— На Ваш взгляд, какая собака в породе являет­ся близкой к эталону? Керри из какого питомника Европы Вам нравятся больше других? 

Мне нравились многие собаки ирландского питомника «Луизбург», к сожалению ныне уже не существующего. Сегодня тенденция такова, что большинство европейских питомников имеют внутри себя очень разнотипных собак, поэтому невозможно выделить какой-то один тип. Если говорить о прошлогоднем чемпио­нате мира, то понравились ирландские собаки «Эдбриос» и «Далстар», испанские «Айришфингел» и сука, происходящая из английского питомника «Аркама», в итальянском владении. 

— Какими качествами должен обладать владелец керри? 

Последовательностью в своих действиях и терпением. Это правило распространяется на многие породы, и уж, как минимум, на всех терьеров. Керри будет счастлив рядом с уверенным в себе, активным, неленивым хозяином с уравновешенной психикой, чувством юмора и, по возможности, без комплексов. 

— Какие ошибки начинающих владельцев наиболее распространены? 

Баловство и всяческие поблажки. При таком отношении собака просто сядет вам на шею и будет сама управлять вашей жизнью. Излишняя жесткость с керри тоже будет ошибкой. Эту собаку нужно воспитывать практически как ребенка. 

— Какой вопрос вам чаще всего задают будущие владельцы? 

Можно ли научиться стричь керри самостоятельно? А также уживается ли керри с другими животными? На оба вопроса ответ положительный. 

— По каким признакам вы выбираете лучших щенков в помете? Можно ли в щенке угадать будущего чемпиона? 

Общий породный баланс и осанка. Если щенок сам принимает красивые позы, уверен в себе, не зажимается в руках, активно и смело исследует мир — это уже означает, что у него есть перспектива. Добавим к этому красивую ровную голову с широкими челюстями, мощные размашистые движения и высоко поставленный хвост — получается потенциальный чемпион. К сожалению, качество шерсти и окрас в маленьком щенке угадать сложно. Иногда уже после года шерсть разительно меняется. Черная матовая собака может после стрижки стать серебристой и шелковой, а та, что с раннего детства «начинала перецветать», так и остаться очень темной. В прогнозе шерсти и цвета полагаемся в первую очередь на родителей. 

— А в каком возрасте можно определить с наибольшей степенью вероят­ности качество будущей взрослой собаки? 

Головы хорошо видны при рождении щенков. Баланс и пропорции — в четыре недели. Что-то более точное и полное о качестве щенка и характере можно сказать в три месяца. Количество зубов и прикус определяются лишь после смены молочных — в шесть месяцев. Качество шерсти и окрас — к полутора годам. 

— Кого Вы могли бы поблагодарить за помощь и знания, которыми обладаете? 

За помощь — всю мою семью и всех друзей. Нет смысла перечислять по именам, их очень много, и все они знают, как я им благодарна. Особо хочу поблагодарить моих родителей, так долго не покупавших мне собаку. Томительное ожидание многократно преумножило мою любовь к животным и энтузиазм, который не ­иссякает до сих пор. Прочитав в то время много книг о собаках, я значительно улучшила свою теоретическую базу. Это помогло мне в дальнейшем. Что же касается породных знаний и умений, первым моим наставником была Людмила Петровна Позднякова (питомник «Ауа Скиф»). Много полезного я узнала из брошюр питомника «Айриш Хиппи» и бесед с Александром Сергеевичем Ивановым. Я и сейчас учусь каждый день на ­своих и чужих победах и проигрышах, просматривая видео разных лет и стран, читая выставочные описания керри, обсуждая с друзьями тенденции развития породы и новшества хендлинга и груминга. Главное — быть открытым для сотрудничества и общения, тогда не будет недостатка в знаниях и помощи. 

— Расскажите забавный эпизод из жизни Ваших питомцев. 

Самое забавное — ежедневно наблюдать разные характеры моих собак, их взаимоотношения и игры. Этим можно наслаждаться очень долго, как смотреть на текущую воду и горящий огонь, только это гораздо веселее. Особенно хорошо на даче, на природе. Там характер керри раскрывается наиболее ярко. Любые события и новые ситуации влекут за собой интересные реакции собак. Невероятно забавно наблюдать за тем, как маленькие щенки познают мир. Да и взрослые керри никогда не перестают быть любопытными.